о художнике |
Михаил Гаврильевич СТАРОСТИН родился в январе 1959 г. в пос. Хандыга Томпонского района. В 1977 г. окончил Якутское художественное училище у Ю.И.Вотякова, в 1990 г. - факультет промышленной графики Красноярского Государственного художественного института, где учился у С.С.Ливак, М.Ф.Гладунова, С.П.Куликовой. С1999 по 2000 гг. работал старшим художественным редактором Национального книжного издательства «Бичик», с 2000 г. преподаватель Арктического Государственного института искусств и культуры. Член Союза художников России с 1991 г. Один из авторов Государственного флага Республики Саха (Якутия), (совместно с Слепцовой Л.Д. и Захаровой А.П., 1993). Заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия) (2010). Награжден знаком Министерства культуры Российской Федерации “За достижения в культуре”(2004) , благодарностью Президента РС(Я) “За вклад в развитие Республики”(2007), знаком Союза художников России “Духовность, традиции, мастерство” (2011), серебряным знаком Национального книжного издательства им. С.А.Новгородова “За вклад в развитие национального книгоиздания”(2013). Произведения М.Старостина находятся в собрании Национального художественнного музея Республики Саха(Якутия), Кыргызского Национального музея изобразительных искусств им. Г.Айтиева, Московского дома национальностей, Новосибирского Государственного художественного музея, Сахалинского областного художественного музея, Томского областного художественного музея, Хэйлунцянской ассоциации по развитию и изучению российской живописи (г.Харбин, Китай), в частных коллекциях во многих странах мира (Англия, Германия, Франция, Канада, США, Китай, Япония и др.). Постоянно и много работает творчески. Принимает активное участие в художественных выставках: в республиканских, всероссийских и зарубежных. Его живописные и графические работы при всем разнообразии жанра и тематики объединяет приглашающая к размышлению экспрессивная стилистика, в которой переплетаются выразительная эмоциональность, декоративность, таинственность и забавные подробности.
...Вместе с художником мы вглядываемся в мир прошлого и видим оглушающую неразгаданность, которая притягивает и тревожит одновременно. Персонажи картин - не воплощение грехов, как и не воплощение добродетели. Они - часть окружающей среды, часть бесконечного пространства, которое даже трудно назвать природой, потому что той природы, которую мы привыкли видеть, в картинах нет Старостин не живописует деревья, реки, аласы, горы... Он намеренно избегает подобных подробностей, доводя пространство вокруг человека до такой условности, что это пространство переходит в категорию времени. Эффект этот усиливается вечным движением его персонажей, которые почти всегда в пути - в лодке ли, на быках или на своих двоих... Разглядывая работы Старостина ловишь себя на мысли, что они отражают не якутскую, а более универсальную реальность. Эта реальность несет в себе и аскетизм северного духа, и трагизм средневековья, и философскую отрешенность современного человека, который, пытаясь переварить весь накопленный человечеством опыт, устало отбрасывает нагромождения смыслов и оставляет самое близкое и важное. Это северный человек и его космос. Образ этот прошел в воображении художника сложный и длинный путь, и избавившись от всего лишнего, предстал таким ясным и безупречным, что хочется повторить вслед за японцами: любое излишество - это безобразие. То, что сокрыто внутри вещи, гораздо ценнее и интереснее того, что находится на ее поверхности. Возможно, это и есть художественное кредо Старостина, который никогда не будет "рассказывать" на полотне "истории в деталях". Он относится к любому художественному материалу трепетно и уважительно, не растрачивая их зря, как и полагается мастеру. И этот трепет, упоение художественным материалом ощущаются во всех его работах, которые находят отклик у самых разных людей.
Елена Яковлева, журналист