Интервью, которое заставило посмотреть на творческие начинания, свои и чужие, совсем по-другому. Именитый якутский художник Михаил Старостин о себе, Гогене и голодных художниках.

— Что значит быть художником в Якутии? Художник — это же профессия?
— Художник — это, конечно, профессия, но взять человека «с улицы», научить рисовать и сделать художником невозможно. Нужны, наверное, задатки какие-то. У кого-то способности в рисунке, из него выйдет график или, если пройдет хорошую живописную школу, может преуспеть и в живописи. Поскольку рисунок — это основа основ в изобразительном искусстве. У другого ярче выражено цветовое восприятие мира, из него выйдет живописец. А у третьего развито композиционное мышление, он — «картинщик». Иногда в современном искусстве, чтобы стать художником-концептуалистом, нет необходимости получать художественное образование, но необходимо наличие вкуса и умения нестандартно видеть мир, оригинально мыслить. Вот почему художники все разные. На одной творческой работе существовать довольно непросто. В мире только 2—3% получивших профессию художника могут прожить за счет творчества, поэтому во всем мире художники работают в рекламе, преподают, оформляют книжки и т.д. И у нас, в Якутии, всё то же самое.

— Помните, как начинал Гоген, во-первых, он начал писать очень поздно, а во-вторых, жил впроголодь. По-вашему, художник должен быть голодным?
— Нет, совсем не обязательно быть голодным, голод не способствует творчеству. Просто исторически так сложилось, что не только Гоген, но и многие импрессионисты так начинали и жили, потому что они сделали огромный революционный скачок в развитии искусства и долгое время оставались непонятыми и непринятыми обществом. Ведь человеческое сознание меняется медленно. Но они взвалили на себя этот крест и несли его достойно. Иногда бывает наоборот, общество созревает раньше и хочет перемен, так было в 90-е годы прошедшего столетия у нас, в России, поэтому в то время была очень благоприятная атмосфера для творчества.

— Но есть и другая сторона. Человек может мнить себя талантом, а на самом деле в нем нет этого дара. Вот как понять, есть в художнике что-то или нет?
— Процесс становления художника в современном обществе очень непрост, занимает достаточно долгий отрезок времени. Сначала родители, увидев в ребенке способности к рисованию, определят его в художественную школу, где он получит начальные навыки и опыт, скажем, профессионального рисования. Потом, если уже сам захочет, пойдет в художественное училище, а по окончании, пройдя профессиональный конкурс, поступит в художественный вуз. Это займет у него 13—15 лет жизни, и за этот серьезный промежуток времени и у него самого, и у окружающих не раз возникнет возможность убедиться в том, есть у него этот дар или нет.

— Но все равно, как понять, талантлив человек или нет?
— Талант — это дар плюс труд. Это очевидно. Дар — потому что что-то тебе изначально легко дается. А труд — это «что-то» тебе должно нравиться делать. И плюс к этому еще желательно свое видение мира.

— Тяжело сегодня начать карьеру художника?
— С одной стороны — да, но опять же, если у человека есть внутренняя уверенность в своих силах, и ему есть что сказать, то нет ничего невозможного. Рынок искусства уже начал складываться: есть коллекционеры, галереи, готовые поддержать молодых. У них есть чутье на таланты, да и в галереях работают профессиональные кураторы, критики. Почему они хотят это делать? Ведь коллекционеры и галеристы видят свою выгоду, у молодых искусство стоит дешевле. Они скупают, а со временем любое настоящее произведение искусства дорожает.

— Во сколько лет Вы начали рисовать?
— Как и все дети, любил рисовать. Хорошо помню то ощущение радости от посещения сельского магазина, где тебе покупают цветные карандаши, и тебя наполняет чувство нетерпения и удовлетворения от мысли, что скоро придешь домой и начнешь рисовать. Или рисовать тихими зимними вечерами, когда родные уже легли спать.

— То есть уже в детстве Вы знали, что хотите стать художником?
— Как-то раз весной приехал старший брат из Якутска, я тогда заканчивал 8-й класс. Я показал ему свои рисунки, и он заявил, что я мог бы поступить в художественное училище. Мне тогда было 14 лет, а в 14 лет самостоятельные решения не принимаются. Он подтолкнул меня к этому, и родные поддержали. Поверили в меня.

— О чем Вы говорите своими картинами?
— Я создал свою концепцию, своего героя — северного человека, основываясь на этнографических материалах, на материальной культуре северных народов. На Севере живет много народов: коряки, эвены, эвенки, чукчи и другие, у якутов несколько иная культура, так вот, коренная северная культура меня просто поразила. Жизнь на Севере сопряжена с выживанием. А от материальной культуры северян остается ощущение очень достойной, хотя и минималистической, без излишеств, жизни. У северян минимум орнаментов, минимум украшений, всё чисто функциональное. На этой основе я создал своего героя, которого ставлю в разные придуманные мной ситуации. То он выращивает арбузы, то попадает в глобальное потепление. У меня есть работа «Эквилибрист», которую сделал просто с юмором: человек понаставил каких-то камней и встал на них, чтобы жонглировать мячом. Некоторые видят здесь философию, мол, мы все так живем, постоянно балансируя. Дело художника — нарисовать сюжет и дать название. А зритель, уже исходя из своего жизненного опыта, интерпретирует картины по-своему. Иногда он способен увидеть нечто большее, чем я вкладывал в свою работу. Хорошо, наверное, когда работы воспринимаются не как об отдельном северном человеке, а как обо всем человечестве в целом.

— Вы много путешествуете?
— В последние несколько лет — да, хотя я думаю, что художнику не обязательно много ездить. Более важен его внутренний мир: как он воспринимает этот мир, что и как он чувствует, что читает, что смотрит. Эндрю Уайет, известный американский художник, всю жизнь прожил в своем родном штате Пенсильвания. И очень не любил выезжать за пределы своего маленького городка. Говорил, что человек меняется, когда посещает большой город. Он боялся потерять наивность, ту самую энергию заблуждения.

— Тогда должно быть вдохновение.
— Художник должен работать каждый день, независимо от того, есть вдохновение или нет. Я просто получаю удовольствие от работы, и хотелось бы, чтобы это продолжалось. Сейчас я преподаю в АГИИК — шрифт, офорт, прикладную графику, декоративную живопись. Обучая студентов, и сам учусь в то же время. Открываю для себя что-то новое каждый день.

Арюна Тудупова
http://www.igorod.pro/persona/energiya-zabluzhdeniya-starostina