Стремительно бежит время. Вот и на открытии юбилейной выставки Михаила Старостина все собравшиеся в выставочном зале НХМ так или иначе отмечали фактор времени и творчество художника. Действительно, время в творчестве художника — это основной фактор, а может, и самостоятельный образ, который прочитывается во всех его картинах. Как у всякого неординарного художника, у Михаила Старостина свои отношения со временем, которое не обязательно развивается только вперед и только по горизонтали.

Лет семь назад я взяла интервью у Михаила Старостина, и случилось это в старой двухэтажной деревяшке на улице Белинского, где находилась мастерская художника. В темной комнате умещались станок для офортов, мольберт с красками, стол. Свободного пространства практически не оставалось, и натуру разместить было бы негде. К счастью или нет, но художник не пишет ничего с натуры, а образы его живописных и графических полотен выходят из-под кисти по прихоти воображения. Реализм Старостина — это внутренняя реальность художника, и можно только догадываться о ней, разглядывая картины и вспоминая тот разговор в мастерской.

В любое время индивидуальность творца проявляла себя, и примеров тому множество. Тот же Юрий Вотяков, у которого Старостин учился в художественном училище, не вписывался в общий формат социалистического реализма 70-х. Этого талантливого графика Михаил считает своим главным учителем.

Когда в 1990-е гг. появились первые работы Старостина, почти сразу же появились сравнения с великим Иеронимом Босхом. Действительно, с живописного полотна «Святая простота» на нас словно взглянули средневековые персонажи Босха, но привлекали они не откровенным живописанием человеческих грехов, а отрешенностью и неразгаданностью образов. Если великий нидерландец не скрывал своего презрения к человеку и его грехам, то якутский художник не скрывает своего противоречивого отношения к описываемой действительности. Кто они, эти сутулые старики, остановившиеся отдохнуть с тяжелой ношей на спине? Почему ворона сидит на вязанке хвороста за их спиной, а лица стариков имеют какое-то животное и мистическое выражение? Мистика этой картины усиливается тем, что силуэты людей почти сливаются с пространством, благодаря тому, что художник не выписывает подробности их одежды и фигуры, почти не выделяет их цветовым пятном. Они словно выросли из этого леса, как старые искореженные деревья, или возникли из сумрака, как возникает при игре света и цвета мираж.

…Вместе с художником мы вглядываемся в мир прошлого и видим оглушающую неразгаданность, которая притягивает и тревожит одновременно. Персонажи картин — не воплощение грехов, не воплощение добродетели. Они — часть окружающей среды, часть бесконечного пространства, которое даже трудно назвать природой, потому что той природы, которую мы привыкли видеть, в картинах нет. Старостин не живописует деревья, реки, аласы, горы. Он намеренно избегает подобных подробностей, доводя пространство вокруг человека до такой условности, что это пространство переходит в категорию времени. Эффект этот усиливается вечным движением его персонажей, которые почти всегда в пути — в лодке ли, на быках или на своих двоих.

Разглядывая юбилейную экспозицию, ловишь себя на мысли, что работы Старостина отражают не якутскую, а более универсальную реальность. Эта реальность несет в себе и аскетизм северного духа, и трагизм средневековья, и философскую отрешенность современного человека, который, пытаясь переварить весь накопленный человечеством опыт, устало отбрасывает нагромождения смыслов и оставляет самое близкое и важное. Это северный человек и его космос. Образ этот прошел в воображении художника сложный длинный путь, и, избавившись от всего лишнего, предстал таким ясным и безупречным, что хочется повторить вслед за японцами: любое излишество — это безобразие. То, что сокрыто внутри вещи, гораздо ценнее и интереснее того, что находится на ее поверхности. Возможно, это и есть художественное кредо Старостина, который никогда не будет «рассказывать» на полотне «истории в деталях». Он относится к любому художественному материалу трепетно и уважительно, не растрачивая их зря, как и полагается мастеру. И этот трепет, упоение художественным материалом ощущаются во всех его работах, которые находят отклик у самых разных людей. Его живопись и графика находятся в частных коллекциях в США, Канаде, Японии, Германии, Англии. Не удивлюсь, если и немецкие, и американские, и японские владельцы картин видят в рыбаках и охотниках Старостина родственные души. Картина «Рыбак с Желтого озера» когда-то вернулась с выставки в Болгарии с надписью: «Миша, хочу с тобой на рыбалку!» Оставил эту надпись болгарский художник, в котором проснулся рыбак после встречи с картиной.

Из статьи Елены Яковлевой.
// «Она+». 2009. 10 апреля.